35. Теперь ученик Йоги должен практиковать три Бандхи: Муля Бандху, Уддияна Бандху и Джаляндхара Бандху.
36. Муля Бандха: Апана (дыхание), которая имеет тенденцию двигаться вниз, направляется вверх с помощью сжатия мышц ануса. Этот процесс называется Муля Бандха.
37. Когда Апана поднялась и достигла сферы Агни (огонь), тогда пламя Агни возрастает, раздуваемое Ваю.
38. Будучи в разогретом состоянии, Агни и Апана смешиваются с Праной. Этот Агни очень горяч. Благодаря этому в теле возникает огонь, который своим теплом пробуждает спящую Кундалини.
39. Тогда Кундалини издаёт шипящий звук. Она поднимается, подобно змее растравленной палкой, и входит в отверстие Брахманади или Сушумны. Следовательно, йоги должны ежедневно практиковать Мулябандху.
40. Уддияна Бандха: в конце Кумбхаки и в начале выдоха должна совершаться Уддияна Бандха. Благодаря тому, что Прана Уддиятэ или Прана движется вверх по Сушумне, эту Бандху йоги называют Уддияной.
41. Сядьте в Ваджрасану. Крепко ухватитесь руками за носки ног. Прижмите Канду той частью ног, которая находится рядом с лодыжками. Затем, осторожно развяжите Тану или нить, или Нади, которая первая располагается с западной стороны от Удары или верхней части живота над пупком. Потом переходите к сердцу и далее – к шее. Когда Прана достигнет Сандхи или пупочного соединения, она постепенно очистит пупок от загрязнении и болезней. Поэтому данную процедуру следует практиковать часто.
42. Джаляндхара Бандха: её следует практиковать в конце Пураки (после вдоха). Это своеобразное сжатие шеи (при наклоне головы вперёд), благодаря чему создаётся препятствие для движения Ваю (вверх).
43. Прана проходит через Брахманади по западной Танэ в центр, когда шея наклонена вперёд так, чтобы подбородок касался груди. Приняв выше указанное положение, йог должен будоражить Сарасвати и контролировать Прану.
Вернуться в раздел Йога-Букварь Йоги