Всемирный Дух - это все доброе, истинное и прекрасное, а раз мы - проявления Бога, то, изучая Религию, должны проявлять доброту, истину и красоту в повседневной жизни. Моральный кодекс Расы определяется степенью ее Духовного развития.
Среди некоторых африканских племен убийство врагов считается весьма нравственным поступком, заслуживающим уважение и почет всего племени. То же действие, совершенное в цивилизованной стране, являлось бы преступлением, караемым часто смертной казнью и, безусловно, порицаемым обществом.
Однако же Крийя Йога не касается морали в этом смысле. Нравственность, как таковая, для Крийя йоги не существует. Он совершает некоторые поступки, потому что они помогают ему достигнуть духовного единения с Универсальным Духом, и он удерживается от. тех поступков, которые могли бы препятствовать духовному развитию.
Существуют два рода Йогов: Йоги Правого Пути и Йоги Левого Пути. Оба эти учения имеют много общего, но в то время, как Йог Левого Пути не ел бы мяса, потому что это препятствовало бы ему в развитии Оккультной Силы, йог Правого пути не стал бы есть мяса не только в силу учения,
но из сознания, что убийство животных ради питания связано со страданием и является жестокостью. Действие в обоих случаях одно и то же, но мотивы различны.
Крийя Йога является разветвлением философии Йогов, обращающим особое внимание на развитие характера.
Ученик должен помнить, что между характером и репутацией существует огромная разница. Репутация есть то представление, которое сложилось о вас у других людей, то, что о-вас думают; характер: это действительно вы сами.
Всякая религия Мира предъявляет свои права на признание ее универсальности, но при изучении каждой религии мы увидим, что она не содержит Всей Истины, а выражает лишь небольшую часть этого основного Принципа.
Так же как солнце отражается во многих лужах, так и Истина отражается во многих Религиях. В мире ошибочно привыкли принимать отражение за действительность - искать тень, а не сущность. Лишь достигнув психической и духовной свободы, человек сможет понять огромное значение, кроющееся в силе положительного мышления, от которой всецело зависит создание характера.
Характер является разменной монетой Духовного Мира.
Американский индейский начальник, имевший замечательную коллекцию бус Вампума, однажды зашел в магазин автомобилей и заявил продавцу, что желает купить себе автомобиль. Продавец сообщил ему стоимость машины в долларах, но начальник индейцев предложил ему свои бусы Вампума, утверждая, что они являются разменной монетой его племени. «Это возможно, - возразил продавец, - но это не есть разменная монета этого государства».
Духовную Силу нельзя приобрести за золото и серебро. Можно быть богатым по мирским понятиям и все же, вступая в Духовную жизнь, при отсутствии характера оказаться беднее самого бедного нищего.
Наши взгляды на Грех и Добродетель подлежат пересмотру. Религия имеет лишь тогда действительную ценность, когда ее можно применить к проблемам повседневной жизни. Мы проводим большую часть времени дома, на заводе, в мастерской, в школе, на улице. Наш характер образуется при помощи мыслей, сосредоточивающихся на обычных жизненных обязанностях, так как мысли это кирпичи, при помощи которых мы создаем Духовную атмосферу; в нашей будущей жизни она будет храмом, в котором Душа сможет проявлять доброту, истину и красоту, или же темницей, в которой Душа принуждена будет признать сделанные ею в земной жизни ошибки и необходимость Духовного Просвещения.
Мы должны всегда помнить, что Мысли суть реальные сущности, обладающие материальной вещественностью; они могут быть взвешены, сфотографированы и вымерены при помощи соответственно тонко построенных научных приборов.
Религия нам необходима при любом жизненном шаге, она представляет из себя итог наших идей и взглядов о высшей силе всего мира - о Боге. Для того чтобы извлечь пользу из Религии, ученик должен сначала добиться определенных фактов, которые могли бы служить основой его знаний, при помощи опытов и изучения. В этом мире весьма трудно достичь уверенности в чем-нибудь. Лишь в одном мы можем быть вполне и совершенно уверены, лишь одно не подлежит сомнению, и это одно можно выразить в двух словах: Я есмь.
Наивысший идеал всякого человека называется: «Бог».
У святого или грешника, у невежды или ученого, у мужчины или женщины, у дикого или цивилизованного, - у всех высший идеал это Бог. Во всех расах, при всякой степени цивилизации проявляется и всегда проявлялось стремление выделить то, что относится к Духовным потребностям человека, и окружить это теорией и догматами, создавая таким образом на время Религию того Века.
По мере того как человек развивается духовно и достигает более совершенного миросозерцания, меняется и его взгляд на Религию, и его понятие о Боге становится более духовным.
В самом начале истории Религии человек создавал себе понятие о Боге, основываясь на происшествиях повседневной жизни; он представлял себе Бога почти таким же, каким он был сам, наделял его чувством мести и всякими людскими стремлениями.
Бог таких народов был не намного лучше прославленного дикого вождя.
В религиозных писаниях всех народов можно проследить эволюцию их религиозных понятий: сначала люди представляли себе Бога наподобие человека, преисполненного злобы и мести, затем они перешли к более Духовному представлению и в конце концов восприняли понятие о Боге как о Духовной Силе.
При разумном изучении великой истины философии Йогов нам пришлось бы изменить наши понятия о Боге.
Сколько бы ни рассуждали о религии, это не поможет человечеству постичь суть ее, - этого можно достигнуть лишь духовным развитием. Беда в том, что люди так заняты указанием другим людям на то, что есть добро и что есть зло, и на то, что им следует делать и что не следует, что не успевают сами следовать своим собственным советам.
«Занимаясь делами всех, сам не сделаешь ничего».
Изучающему Крийя Йогу будет трудно, даже почти невозможно продвинуться, пока он не научится нести личную ответственность за все свои мысли, желания и действия. Ему придется отказаться от многого, что считается необходимым для светского человека, и принять много такого, что порицается в свете. Ему придется сделать выбор: придерживаться ли одобрения света, порождающего Духовную летаргию, или порицания света, связанного с Духовным озарением.
Тот, кто серьезно относится к Крийя Йоге, не испугается светского порицания и не станет беспокоиться, если его репутация в свете пострадает. Каждой душе придется вступить на Путь, ведущий к Мудрости. Каждой душе придется перенести горькие страдания отречения, так как каждый из нас проходит через собственную Гефсиманию; мы должны выбрать между Миром и Духом, так как мы не можем обладать обоими
Вернуться в раздел Йога-Букварь Йоги