Йог может подключить и отключить движение жизненной силы к чувствам. Он забирает Прану и ум в Сахасрару или тысяче лепестковый лотос на макушке головы. Он входит в Самадхи. Он мёртв для мира. Он переживает сверхсознательность или Нирвикальпа Самадхи. Он обретает блаженный союз с Богом.
Савикальпа Самадхи подвержено времени и изменениям. В нём существует Трипути: зритель, процесс зрения и объект наблюдения, или познающий, процесс познание и предмет познания. При этом существует связь с Пракрити или материей. Савикальпа Самадхи не может дать окончательного освобождения. Оно является также препятствием для Нирвикальпа Самадхи. Ученик обретает ложное удовлетворение и прекращает медитировать. Поэтому его можно назвать препятствием для окончательной или высшей реализации. Лишь Нирвикальпа Самадхи может полностью сжечь все Самскары и Васаны. Савикальпа Самадхи не может этого сделать. В Савикальпа Самадхи жизненная сила йога или Прана отвлекается от тела. Тело кажется мёртвым, неподвижным и застывшим. Дыхание приостанавливается. Но человек осознаёт своё телесное состояние и остановку дыхания.
Нирвикальпа или Нирбиджа Самадхи вечное и неизменное. Это высшее состояние Самадхи.
Вернуться в раздел Йога-Букварь Йоги