По книге "Психология суфизма". Джавад Нурбахш
Суфизм - школа духовных состояний, а не рассуждений. Одного чтения о суфизме недостаточно, суфием надо стать.
Духовные состояния не могут быть выражены в словах, поэтому суфийские шейхи утверждают: «Все то, что может быть выражено в словах, не есть суфизм». Или, как сказал Руми:
Когда влюблен, стыжусь всего,
что о Любви сказал.
Все свидетельства, которые оставили великие суфии в объяснение тасаввуфа (суфизма), относятся к конкретным ситуациям и состояниям и являются непосредственным результатом этих ситуаций и состояний. Такого рода объяснения, следовательно, не могут быть всеобъемлющими определениями суфизма. Скорее, они указывают на его различные конкретные качества.
То, что можно считать в какой-то степени самым общим определением суфизма, звучит так:
Суфизм - это путь к Истине, единственное средство передвижения на котором - Любовь. Метод суфизма состоит в том, чтобы смотреть только в одном определенном направлении, а его единственная цель - Бог.
В конце суфийского пути не остается ничего, кроме Бога.
Безумный рассудок
Достиг благодаря Любви я места,
Где не осталось от Любви следа.
Все образы, знакомые мне с детства,
Исчезли и забыты навсегда.
Смущен мой разум в области туманной,
Где нету слов и нет расхожих мнений,
И где Любовь не более желанна,
Чем болтовня никчемных прений.
Я нищий здесь, лишенный состоянья.
Не знаю, кто я, и не знаю - где,
Свободный ото всех мирских желаний,
Чужой родным, знакомым и себе.
Но признаю себя в одном виновным -
Своих рыданий не могу сдержать,
Скорблю по Нурбахшу влюбленно:
«Зачем исчез ты, не могу понять?»
Перевод Б. Тираспольского
Вернуться в раздел Йога-Букварь Йоги