Древние Учения Востока » Суфизм » Глоссарий по суфизму
Глоссарий по суфизму
- Абдал – "Заменяющий", ранг суфийской иерархии (авлийа).
- Адаб – правила поведения и обычаи, принятые среди суфиев.
- А'йан-и тхабета – основные сущности.
- 'Айно'л-йакин – очевидное знание, не подлежащее сомнению.
- Ал-'Адл – "Справедливый", одно из имен Бога.
- 'Акл – интеллект; рассудок.
- 'акл-и аввал – Первичный Интеллект
'акл-и джозви – "частный интеллект", знание частностей, а не всеобщего.
'акл-и истидлали – рассудок.
- Ал-Акхар – "Последний", одно из имен Бога.
- Аманат – "залог", то, что вверяется Богом, Его поручение, которое люди согласились выполнять. Часто отождествляется с любовью. Ср.: "Мы предложили залог (амана) небесам, и земле, и горам, но они отказались его понести и устрашились его; понес его человек..." (К. 33:72)
- Ариф – обладатель мистического знания, "познавший", "гностик".
- 'Арши-и а'зам – Высший Престол.
- Ахадийат (ахадийя) – "исключающее единство", "единственность": Бог един во всех отношениях и любая множественность с Ним не совместима.
- ахадийат-и джам' – Единство Всеобъемлемости.
- Ахл-е дел – "человек сердца".
- Ахфа – сокровенное сознание; "самое тайное", см. сирр-и сир .
- Бака – "странствие в Боге", пребывание в Боге (после растворения в нем – фана); "вечная" жизнь.
- Вали (мн.ч. авлийа ) – близко стоящий к Богу, святой; "друг Бога".
- Варид (варидат) – откровение; мистическое наитие, озарение и опыт в самом широком смысле.
- Вахдат-и вуджуд – учение о единстве сущего, экзистенциальный монизм. Этим термином принято обозначать учение ибн Араби, хотя сам он его не употреблял.
- Вахидийат (вахидийя) – "всевключающее единство", источник всякой множественности.
- Вирд (букв. "доступ", "подход") – молитва; тайная молитва ордена; предписанное наставником произнесение священных текстов.
- Воджуд – бытие.
- Возу (вуду) – ритуальное омовение.
- Гайб-и гайб – "Высшее Незримое"; отсутствие; то, что сокрыто, тайна; божественная тайна.
- Гайб – "незримый", атрибут Бога и ангелов.
- Дел (перс.) – сердце.
- Дервиш (дарвиш) – "нищий"; термин, обозначающий членство в мистическом братстве, или ордене (тарика). Персидский эквивалент арабского термина факир , синоним слова суфий .
- Джабарут – букв."мир могущества", сфера божественной власти.
- Ал-Джаббар – одно из имен Бога, означающее "Принудитель".
- Джазбе (джазб) – транс, мистический экстаз; влечение к этому состоянию.
- Джами' – целокупность, всеобъемлемость; пятничная (соборная) мечеть.
- Джихад ("усилие") – борьба за веру.
- ал-джихадо'л-асгхар – "меньшая битва", воинское сражение.
ал-джихадо'л-акбар –"великая битва", противостояние нафсу, духовное самосовершенствование.
- Закат – налог в пользу нуждающихся мусульман.
- Захир (аз-захир) – внешний, явный; экзотерический.
- Зийарат (ед.ч. зийара) – посещение святыни, паломничество.
- Зикр – (перс. зэкр ) – букв. "поминание". Духовное упражнение, цель которого – ощутить внутри себя Божественное Присутствие; отказ от себя и сосредоточение на Боге; ритмичное, связанное с дыханием, повторное поминание имен Бога (теомнемия) или фразы, содержащей имя Бога; "вспоминание", концентрация внимания, "пробужденность".
- Зэкр джали – поминание вслух, "зэкр голоса".
- Зэкр хафи (или калби) – мысленное поминание про себя, "зэкр сердца".
- 'Ийан – непосредственное наблюдение, созерцание.
- Илахийат – сфера Божественного.
- 'Илм – знание.
- 'илмо'л-йакин – знание с уверенностью, основанной на мистической интуиции.
'илм-и ладунни – божественное предсущностное знание.
- Ишк (перс. эшк ) – любовь, божественная любовь; не утолимая страсть к Богу, ведущая суфия по мистическому Пути.
- Кааба (ка'ба) – храм в Мекке, в стену которого помещен "черный камень", одна из главных мусульманских святынь.
- Кабилийат (кабилийя) – пассивность; способность.
- Калб – сердце.
- Кана'ат – достаточность.
- Кашф – раскрытие, снятие завес; откровение.
- Керамат (карамат) – чудотворный дар; чудо, совершаемое святым с Божьего соизволения.
- Кибла – направление к Мекке, куда поворачиваются лицом мусульмане во время молитвы.
- Кутб – "ось", "полюс", "точка опоры". Высший ранг суфийской духовной иерархии. Глава ордена, "мастер".
- Лава'их, ед.ч. лаиха – лучи озарения.
- Лубб – "ядро", "сердцевина"; сущностное видение реальности; божественный разум.
- Маджзуб – "безумец", тот, кто находится в состоянии исступления, экстатического озарения.
- Макр – божественная хитрость, "наваждение". Согласно Корану: "Аллах – лучший из хитрецов" (К.3:47).
- Малакут – природа ангелов; ангельский мир.
- Ма'на – мистическая эзотерическая сущность; духовная реальность; дух объекта, то, что придает объекту его подлинный смысл.
- Ма'рифат (Ма'рифа) – мистическое внеопытное знание; мистический гнозис.
- Махам (макам) – ступень или стадия мистического Пути, через которую проходит "путник".
- Махджато'л-калб – сокровенная сердцевина сердца.
- Моджахада – битва; приложение усилий на мистическом пути; духовное сражение.
- Мокашафа – теофания (богооткровение) в форме видений.
- Морад – учитель, наставник на мистическом Пути. (На английский обычно переводится как master – владыка, господин; учитель; мастер. Словом "master" часто переводится также суфийский термин кутб .)
- Моракебе (Моракаба) – самонаблюдение, созерцание; сознание, бдение; концентрация помыслов; медитация.
- Морид (мурид) – ученик, "послушник".
- Мотасаввефе – "суфиологи", те, кто изучают суфизм как научную дисциплину.
- Мохаббат – "добротолюбие", любовь-доброта, проявление любви и доброты по отношению к Божьему творению; взаимная любовь между Богом и творением.
- Мохасебе – самоанализ.
- Мошахеде (мошахада) – созерцание, внутреннее видение; "свидетельствование".
- Мулк – владение; область божественного владычества.
- Намаз – обязательная молитва мусульман, совершаемая пять раз в день.
- Нафс – "Я", самость, эго; низменное, плотское "Я", инстинктивно-животная душа; душа.
- нафс-и аммара – упорствующий, приказывающий нафс;
нафс-и ал-лаввама – обвиняющий нафс;
нафс-и ал-мулхама – вдохновленный нафс;
нафс-и мутма'инна – успокоенный нафс.
нафс-и коллийа – Вселенская Душа.
нафс-и натика – рациональная душа.
- Нийат – обет, обещание совершить благочестивый поступок.
- Нияз – "духовная мольба".
- Нукаба – "Предводитель", ранг суфийской иерарахии (авлийа).
- Пир (букв. "старец") – наставник; старейшина. Название руководителя суфиев в Иране и Индии.
- Риадат (риада) – "умерщвление (плоти)", аскетическая дисциплина.
- Ро'йат – видения; сны.
- Pyx – дух; духовное дыхание, идущее из мозга.
- рух-и натика – рациональный дух.
- Ру' – постижение, знание сути; знание посредством сердца, характерное для святых (вали).
- Салик – путник, искатель на мистическом Пути.
- Самадийат – непроницаемость.
- Сахиб-дел – обладающий сердцем.
- Силсила – цепь духовной преемственности, духовная родословная; непрерывающаяся цепь инициации, идущая от учителя к ученику.
- Сирр – глубинное сознание.
- Сирр-и сир – сокровенное сознание.
- Совайда – сердцевина сердца.
- Солук, сулук – процесс прохождения мистического Пути; собственно Путь.
- Сунна ("обычай, "пример") – пример жизни Мохаммада как образец и руководство для мусульманина.
- Таб – материальная природа.
- Таваккол – упование на Бога.
- Таджрид – непривязанность к миру; "неотождествление".
- Та'аййон – предопределенность; определенность.
- Таухид – единобожие, единение с Богом; принцип единства бытия, теомонизм. Одна из основополагающих концепций суфизма. Ср. суру 112 Корана Ат-Таухид (одно из двух ее названий), "Единство", которую нередко называют сущностью Корана.
- Талаб – влечение к Богу, духовный поиск.
- Тарик, тарика – мистический Путь; мистическая школа, совокупность методов обучения; суфийский орден, или "братство".
- Тарикат – второй этап мистического Пути (тарик).
- Тасаввуф – суфизм, исламский мистицизм.
- Тасбих – взывание к Богу посредством произнесения определенного слова или фразы. Часто это формула Субхан Аллах – слава Аллаху.
- Ташбих – уподобление, сравнение Бога с чем-либо; антропоморфизм; фантазия.
- Тафрид – непривязанность к себе.
- Файд – переполнение; эманация; проявление божественного милосердия; божественная милость.
- Факир (араб.) – бедный (нуждающийся в Божьей милости); синоним слова дервиш или суфий.
- Факр – добровольная бедность; духовная нищета (т. е. нужда в Боге).
- Фана (букв. "уход", "смерть") – обретение истинной сущности через духовное растворение в Боге.
- Фарданийат – целостность, целокупность; "сингулярность".
- Фекр – размышление; созерцание; контемпляция.
- Фирасат – (сверхъестественная) проницательность.
- Форкан (фуркан) – "мерило", то, что отделяет истину от заблуждения; критерий. В Коране этим именем названа Тора (К.21:48) и Коран (К.25:1).
- Хава – страсти; прихоти, капризы.
- Хаваджис – побуждения, прихоти нафса.
- Хаджж – ритуальное паломничество в Мекку, один из пяти "столпов" ислама.
- Хадис ("новость", "известие", "рассказ") – предание о словах и поступках Мохаммада.
- Хакикат – последний этап мистического Пути (тарик); постижение Истины.
- Хакк, ал-Хакк – "Истинный", одно из суфийских наименований Бога.
- Хакко'л-йакин – истинность, находящаяся превыше всякого сомнения.
- Хал – временное состояние просветления, связанное с прохождением этапа (махам) мистического Пути.
- Ханака – суфийская обитель; место собрания суфиев.
- Харабат (перс. – "таверна руин", суфийская обитель ( ханака ); также символизирует состояние фана (см.).
- Фана – обретение истинной сущности через духовное растворение в Боге, а также суфийскую обитель, ханаку.
- Хафи – глубинное сознание; см. сирр.
- Шариат – религиозные правила, составляющие законы ислама; начальный этап мистического пути (тарик) . ( Шари'а – экзотерическое откровение).
- Шахадатаин, шахада (букв. "свидетельство") – произнесение формулы исповедания веры.
- Шейх – духовный наставник, руководитель суфиев; глава суфийской обители, ханаки.
- Шохуд – свидетельство (Бога).
- Эшк (ишк) – любовь, божественная любовь; неутолимая страсть к Богу, ведущая суфия по мистическому Пути.
« Польза медитации для посвящённого | Дзен »
[ карта ]
Вернуться в раздел Йога-Букварь Йоги
Твоя Йога