Гипотеза, на которой основаны приводимые здесь теории, может быть выражена в следующих утверждениях:
Первое. Энергетический центр, через который работает Душа, расположен в верхнем мозге. Если медитация успешна, энергия Души поступает в мозг и оказывает определённое воздействие на нервную систему. Но если при этом ум не поставлен под контроль и доминирует эмоциональная природа (как в случае чистого мистика), то эффект медитации прежде всего скажется на аппарате чувств, на эмоциональных состояниях жизни.
Когда доминирующим фактором становится ум, начинается организованная активность аппарата мысли в верхнем мозге. Медитирующий обретает возможность мыслить ясно, комплексно, эффективно...
Второе. Низшие способности, скоординированные у человеческого существа высшего порядка, связаны с областью гипофиза. Именно здесь они координируются и синтезируются и - как уверяют нас авторитетные школы психологии и эндокринологии - с этой областью связаны эмоции, а также более конкретные аспекты ума (происходящие из расовых особенностей, унаследованных инстинктов и, следовательно, не требующие применения творческого, или высшего, ума)...
Третье. В случае, когда личность - совокупность физического, эмоционального и умственного состояний - более высокого уровня развития, у неё повышается эффективность гипофиза и становится очень мощной вибрация расположенного рядом энергетического центра. Следует отметить, что, согласно этой теории, у личности низкого уровня развития, реакции которой в основном инстинктивны, а ум практически бездействует, самым мощным является энергетический центр в области солнечного сплетения, а сам человек ещё является более животным по своей натуре.
Четвертое. Центр в области шишковидной железы и верхний мозг приводятся в активность благодаря развитию способности фокусирования внимания и сознания в голове.
Всякая активность различных каналов чувственного восприятия прекращается. Сознание реального человека более не стремится вовне по этим пяти каналам контакта. Над пятью чувствами доминирует шестое - ум, и всё сознание стремящегося вместе со способностями восприятия синтезируется в голове и направляется вовнутрь и вверх. Так подчиняется психическая природа, и сферой деятельности человека становится ментальный уровень. Этот процесс удаления, или абстрагирования, проходит следующие стадии:
1. Удаление физического сознания, или слухового, осязательного, зрительного, вкусового и обонятельного видов восприятия. Их действие временно приостанавливается, а восприятие становится только ментальным, и на физическом уровне остаётся активным лишь сознание мозга.
2. Удаление сознания в область шишковидной железы, вследствие чего область осознания концентрируется между серединой лба и шишковидной железой.
Пятое. Когда это состояние достигнуто и стремящийся обрёл способность к фокусированию в голове, процесс абстрагирования приводит к следующему результату:
Пять чувств постепенно синтезируются шестым - умом, который становится координирующим фактором. Позже становится ясно, что аналогичную функцию имеет Душа. Между троичной личностью и Душой устанавливается непосредственная связь, и... со временем медитирующий перестаёт сознавать ограничения телесной природы, и Душа получает возможность через ум напрямую воздействовать на мозг. Сознание мозга со всеми своими реакциями на феноменальный мир, полностью, хотя и временно, остановленными, пребывает в состоянии позитивного восприятия.
Шестое. Высокоинтеллектуальная личность, фокусирующая своё внимание в области гипофиза, начинает вибрировать в унисон с высшим центром в районе шишковидной железы. При этом между аспектом позитивной Души и ожидающей личностью, которая становится восприимчивой благодаря процессу фокусирования внимания, образуется магнетическое поле. Тогда, как нам говорят, пробивается Свет, и перед нами предстаёт просветлённый человек, и мы говорим о появлении в голове феноменального Света.
Всё это является результатом дисциплинированной жизни и фокусирования сознания в голове. А это, в свою очередь, достигается попытками добиться сосредоточенности в повседневной жизни и специальными упражнениями по сосредоточению. За этим начинаются попытки собственно медитировать, и только позднее - значительно позднее - появляется способность созерцать.
Таково краткое обобщение механики процесса, вынужденно сжатое и неполное. Однако эти идеи следует рассматривать в порядке предварительной версии, пока не будет выработан разумный подход к занятиям медитацией...
Сформулировав и временно приняв нашу гипотезу, мы продолжаем работать до тех пор, пока она не перестанет подтверждаться или не ослабнет наше внимание к ней. Если несмотря на напряжённые размышления мы не можем найти подтверждения какой-то гипотезе, то это вовсе не значит, что она ошибочна.
Люди часто прекращают поиски в этой области из-за того, что им не достаёт настойчивости или они увлекаются чем-то ещё. Тем не менее мы полны решимости продолжать наше исследование и ждать, пока не оправдаются древние техники и формулы. Поэтому мы продолжаем исполнять первые требования и пытаемся жить в большей сосредоточенности ума и заниматься ежедневной практикой медитации и сосредоточения.
Если мы новички или обладаем неорганизованным умом, непостоянным, изменчивым и неспокойным, то придётся начать с упражнений по сосредоточению. Если же мы образованные интеллектуалы или обладаем сфокусированным вниманием, которое дается благодаря занятию бизнесом, тогда потребуется всего лишь переориентировать ум на новую область осведомленности и заняться собственно медитацией. Легко обучать медитации заинтересованного представителя делового мира.
Вернуться в раздел Йога-Букварь Йоги