главная
Букварь Йоги
Кундалини Йога » Кундалини Йога в деталях » Сущность Кундалини Йоги

Сущность Кундалини Йоги

Слово Йога происходит от корня Йюдж, который означает "соединяться". В духовном смысле – это процесс, при помощи которого человеческий дух входит в тесную и сознательную связь или сливается с Божественным Духом, освобождаясь от (Двайта, Вишиштадвайта) двойственности или становясь единым (Адвайта) с Божественным Духом. Веданта подтверждает последнее заявление, что Йога – это процесс тождества двух (Дживатмана и Параматмана). Это тождество, всегда фактически существующее, реализуется йогом или практикующим Йогу. Это реализуется прорывом Духа через покров Майи, которая затмевает это знание о материи и уме.

Средство, которым это достигается, – это процесс Йоги, освобождающий от Майи. Как говорит Гхеранда Самхита:

"Нет оков крепче Майи, и нет силы больше Йоги, которая может разбить эти оковы"

С точки зрения Адвайты или Монизма, в смысле окончательного союза, Йога неприменима для союза, подразумевающего дуализм Божественного и человеческого духа. В этом случае она означает скорее процесс, чем результат. Когда оба считаются различными, Йога может применяться к обоим. Человек, практикующий Йогу, называется йогом. Не все компетентны в попытке применять Йогу; это доступно лишь немногим. Человек должен в этой или других жизнях пройти через Карму или самоотверженную службу и ритуальные обязанности, не стремясь к действиям и их плодам; должен выполнять Упасану и преданное поклонение без вознаграждения за это, то есть с чистым сознанием (Читташуддхи). Это означает не простое освобождение ума от половой нечистоплотности. Приобретение этого и других качеств является азами Садханы. В этом смысле человек может иметь чистый ум, но, тем не менее, быть совершенно неспособным к Йоге. Читташуддхи заключается не просто в моральной чистоте во всех её формах, но и в знании, отделении, в способности чистого интеллектуального функционирования, внимании, медитации и т.д. Когда с помощью Карма Йоги и Упасаны ум приходит к этой точке, и когда в смысле Джнана Йоги имеется бесстрастие и отделение от мира и его желаний, тогда для реализации открывается окончательная Истина на пути Йоги. Лишь немногие люди подходят для высшей формы Йоги. Остальные должны искать продвижения по пути Карма Йоги и преданности.

Согласно одной школе мысли, существует 4 основные формы Йоги: Мантра Йога, Хатха Йога, Лайя Йога и Раджа Йога. Кундалини Йога в действительности является Лайя Йогой. Имеется другая классификация: Джнана Йога, Раджа Йога, Лайя Йога, Хатха Йога и Мантра Йога. Она основана на идее наличия пяти аспектов духовной жизни: Дхарма, Крия, Бхава, Джнана и Йога. Мантра Йога бывает двух видов, согласно её приложению в Крие и Бхаве. В Йоге имеется 7 Садхан: Шат-карма, Асана, Мудра, Пратьяхара, Пранаяма, Дхьяна и Самадхи, которые очищают тело, дают положение для йогических целей, отвлечение чувств от их объектов, контроль дыхания, медитацию и экстаз. Последний бывает двух видов: несовершенный (Савикальпа), в котором не полностью преодолён дуализм, и совершенный (Нирвикальпа), в котором имеет место полный монический опыт – реализация Истины Махавакья "АХАМ БРАХМАСМИ", – знание в смысле реализации, которое должно иметь место не как продукт Освобождения (Мокши), а как само Освобождение. Самадхи Лайя Йоги – это Савикальпа Самадхи, а в завершении Раджа Йоги – это Нирвикальпа Самадхи. Первые 4 процесса – физические; последние 3 – ментальные и сверхментальные. С помощью этих семи процессов достигаются соответствующие, определённые качества: чистота (Шодхана); твёрдость и сила (Дридхата); мужество (Стхирата); устойчивость (Дхайрья); лёгкость (Лягхава); осознание (Пратьякша) и отделение, ведущее к Освобождению (Нирлиптатва).

То, что известно как 8 разделов Йоги (Аштанга Йога), составляют 5 предыдущих элементов Садхан (Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхьяна и Самадхи) и три других:

  1. Яма – самоконтроль с помощью целомудрия и умеренности, не причинения вреда (Ахимса) и других добродетелей;
  2. Нияма – религиозные обряды, милосердие и т.д. с преданностью Богу (Ишвара-Пранидхана); и
  3. Дхарана – фиксация внутреннего органа на его объекте, как предписывается йогической практикой.

Человек – микрокосм (Кшудра Брахманда). Всё, что существует во внешней вселенной, существует в нём. Все Таттвы и миры в нём, что и составляет Высший союз Шива и Шакти. Тело может быть разделено на две основные части: голову с туловищем и ноги. В человеке центр тела находится между этими двумя частями у основания позвоночника, где начинаются ноги. Позвоночник поддерживает туловище и всё тело. Это ось тела, подобная горе Меру, являющейся осью Земли. Поэтому позвоночник человека носит название Меруданда, Меру или осевой жезл. Ноги и стопы – грубые, проявляющие меньше признаков сознания, чем туловище с его белой и серой материей. Туловище само подчиняется голове, содержащей орган ума или физический головной мозг с белым и серым веществом. Положение белого и серого вещества в голове и спинном мозгу соответственно перевёрнуто. Тело и ноги ниже центра есть 7 нижних не мирских поддерживающих Шакти или Сил вселенной. Есть 7 верхних областей или Лёк (этот термин обозначает "То, что видимо" – Лёкьянте), что переживается, и отсюда плоды Кармы в форме особого повторного рождения. Эти области называются так: Бхух, Бхувах, Свах, Тапа, Джана, Маха и Сатья Лёки, соответствующие шести центрам: пяти – в туловище, шестой – нижний мозговой центр; и седьмой – в верхнем мозгу или Сатьялёке, обители высшего союза Шива и Шакти.

Подразделы:

« Кундалини и Веданта | Чакры свете Кундалини Йоги »

[ карта ]

Вернуться в раздел Йога-Букварь Йоги

Твоя Йога

Hosted by uCoz