главная
Букварь Йоги
Древние Учения Востока » Суфизм » Глоссарий по суфизму

Глоссарий по суфизму

  1. Абдал – "Заменяющий", ранг суфийской иерархии (авлийа).
  2. Адаб – правила поведения и обычаи, принятые среди суфиев.
  3. А'йан-и тхабета – основные сущности.
  4. 'Айно'л-йакин – очевидное знание, не подлежащее сомнению.
  5. Ал-'Адл – "Справедливый", одно из имен Бога.
  6. 'Акл – интеллект; рассудок.
  7. 'акл-и аввал – Первичный Интеллект
    'акл-и джозви – "частный интеллект", знание частностей, а не всеобщего.
    'акл-и истидлали – рассудок.
  8. Ал-Акхар – "Последний", одно из имен Бога.
  9. Аманат – "залог", то, что вверяется Богом, Его поручение, которое люди согласились выполнять. Часто отождествляется с любовью. Ср.: "Мы предложили залог (амана) небесам, и земле, и горам, но они отказались его понести и устрашились его; понес его человек..." (К. 33:72)
  10. Ариф – обладатель мистического знания, "познавший", "гностик".
  11. 'Арши-и а'зам – Высший Престол.
  12. Ахадийат (ахадийя) – "исключающее единство", "единственность": Бог един во всех отношениях и любая множественность с Ним не совместима.
  13. ахадийат-и джам' – Единство Всеобъемлемости.
  14. Ахл-е дел – "человек сердца".
  15. Ахфа – сокровенное сознание; "самое тайное", см. сирр-и сир .
  16. Бака – "странствие в Боге", пребывание в Боге (после растворения в нем – фана); "вечная" жизнь.
  17. Вали (мн.ч. авлийа ) – близко стоящий к Богу, святой; "друг Бога".
  18. Варид (варидат) – откровение; мистическое наитие, озарение и опыт в самом широком смысле.
  19. Вахдат-и вуджуд – учение о единстве сущего, экзистенциальный монизм. Этим термином принято обозначать учение ибн Араби, хотя сам он его не употреблял.
  20. Вахидийат (вахидийя) – "всевключающее единство", источник всякой множественности.
  21. Вирд (букв. "доступ", "подход") – молитва; тайная молитва ордена; предписанное наставником произнесение священных текстов.
  22. Воджуд – бытие.
  23. Возу (вуду) – ритуальное омовение.
  24. Гайб-и гайб – "Высшее Незримое"; отсутствие; то, что сокрыто, тайна; божественная тайна.
  25. Гайб – "незримый", атрибут Бога и ангелов.
  26. Дел (перс.) – сердце.
  27. Дервиш (дарвиш) – "нищий"; термин, обозначающий членство в мистическом братстве, или ордене (тарика). Персидский эквивалент арабского термина факир , синоним слова суфий .
  28. Джабарут – букв."мир могущества", сфера божественной власти.
  29. Ал-Джаббар – одно из имен Бога, означающее "Принудитель".
  30. Джазбе (джазб) – транс, мистический экстаз; влечение к этому состоянию.
  31. Джами' – целокупность, всеобъемлемость; пятничная (соборная) мечеть.
  32. Джихад ("усилие") – борьба за веру.
  33. ал-джихадо'л-асгхар – "меньшая битва", воинское сражение.
    ал-джихадо'л-акбар –"великая битва", противостояние нафсу, духовное самосовершенствование.
  34. Закат – налог в пользу нуждающихся мусульман.
  35. Захир (аз-захир) – внешний, явный; экзотерический.
  36. Зийарат (ед.ч. зийара) – посещение святыни, паломничество.
  37. Зикр – (перс. зэкр ) – букв. "поминание". Духовное упражнение, цель которого – ощутить внутри себя Божественное Присутствие; отказ от себя и сосредоточение на Боге; ритмичное, связанное с дыханием, повторное поминание имен Бога (теомнемия) или фразы, содержащей имя Бога; "вспоминание", концентрация внимания, "пробужденность".
  38. Зэкр джали – поминание вслух, "зэкр голоса".
  39. Зэкр хафи (или калби) – мысленное поминание про себя, "зэкр сердца".
  40. 'Ийан – непосредственное наблюдение, созерцание.
  41. Илахийат – сфера Божественного.
  42. 'Илм – знание.
  43. 'илмо'л-йакин – знание с уверенностью, основанной на мистической интуиции.
    'илм-и ладунни – божественное предсущностное знание.
  44. Ишк (перс. эшк ) – любовь, божественная любовь; не утолимая страсть к Богу, ведущая суфия по мистическому Пути.
  45. Кааба (ка'ба) – храм в Мекке, в стену которого помещен "черный камень", одна из главных мусульманских святынь.
  46. Кабилийат (кабилийя) – пассивность; способность.
  47. Калб – сердце.
  48. Кана'ат – достаточность.
  49. Кашф – раскрытие, снятие завес; откровение.
  50. Керамат (карамат) – чудотворный дар; чудо, совершаемое святым с Божьего соизволения.
  51. Кибла – направление к Мекке, куда поворачиваются лицом мусульмане во время молитвы.
  52. Кутб – "ось", "полюс", "точка опоры". Высший ранг суфийской духовной иерархии. Глава ордена, "мастер".
  53. Лава'их, ед.ч. лаиха – лучи озарения.
  54. Лубб – "ядро", "сердцевина"; сущностное видение реальности; божественный разум.
  55. Маджзуб – "безумец", тот, кто находится в состоянии исступления, экстатического озарения.
  56. Макр – божественная хитрость, "наваждение". Согласно Корану: "Аллах – лучший из хитрецов" (К.3:47).
  57. Малакут – природа ангелов; ангельский мир.
  58. Ма'на – мистическая эзотерическая сущность; духовная реальность; дух объекта, то, что придает объекту его подлинный смысл.
  59. Ма'рифат (Ма'рифа) – мистическое внеопытное знание; мистический гнозис.
  60. Махам (макам) – ступень или стадия мистического Пути, через которую проходит "путник".
  61. Махджато'л-калб – сокровенная сердцевина сердца.
  62. Моджахада – битва; приложение усилий на мистическом пути; духовное сражение.
  63. Мокашафа – теофания (богооткровение) в форме видений.
  64. Морад – учитель, наставник на мистическом Пути. (На английский обычно переводится как master – владыка, господин; учитель; мастер. Словом "master" часто переводится также суфийский термин кутб .)
  65. Моракебе (Моракаба) – самонаблюдение, созерцание; сознание, бдение; концентрация помыслов; медитация.
  66. Морид (мурид) – ученик, "послушник".
  67. Мотасаввефе – "суфиологи", те, кто изучают суфизм как научную дисциплину.
  68. Мохаббат – "добротолюбие", любовь-доброта, проявление любви и доброты по отношению к Божьему творению; взаимная любовь между Богом и творением.
  69. Мохасебе – самоанализ.
  70. Мошахеде (мошахада) – созерцание, внутреннее видение; "свидетельствование".
  71. Мулк – владение; область божественного владычества.
  72. Намаз – обязательная молитва мусульман, совершаемая пять раз в день.
  73. Нафс – "Я", самость, эго; низменное, плотское "Я", инстинктивно-животная душа; душа.
  74. нафс-и аммара – упорствующий, приказывающий нафс;
    нафс-и ал-лаввама – обвиняющий нафс;
    нафс-и ал-мулхама – вдохновленный нафс;
    нафс-и мутма'инна – успокоенный нафс.
    нафс-и коллийа – Вселенская Душа.
    нафс-и натика – рациональная душа.
  75. Нийат – обет, обещание совершить благочестивый поступок.
  76. Нияз – "духовная мольба".
  77. Нукаба – "Предводитель", ранг суфийской иерарахии (авлийа).
  78. Пир (букв. "старец") – наставник; старейшина. Название руководителя суфиев в Иране и Индии.
  79. Риадат (риада) – "умерщвление (плоти)", аскетическая дисциплина.
  80. Ро'йат – видения; сны.
  81. Pyx – дух; духовное дыхание, идущее из мозга.
  82. рух-и натика – рациональный дух.
  83. Ру' – постижение, знание сути; знание посредством сердца, характерное для святых (вали).
  84. Салик – путник, искатель на мистическом Пути.
  85. Самадийат – непроницаемость.
  86. Сахиб-дел – обладающий сердцем.
  87. Силсила – цепь духовной преемственности, духовная родословная; непрерывающаяся цепь инициации, идущая от учителя к ученику.
  88. Сирр – глубинное сознание.
  89. Сирр-и сир – сокровенное сознание.
  90. Совайда – сердцевина сердца.
  91. Солук, сулук – процесс прохождения мистического Пути; собственно Путь.
  92. Сунна ("обычай, "пример") – пример жизни Мохаммада как образец и руководство для мусульманина.
  93. Таб – материальная природа.
  94. Таваккол – упование на Бога.
  95. Таджрид – непривязанность к миру; "неотождествление".
  96. Та'аййон – предопределенность; определенность.
  97. Таухид – единобожие, единение с Богом; принцип единства бытия, теомонизм. Одна из основополагающих концепций суфизма. Ср. суру 112 Корана Ат-Таухид (одно из двух ее названий), "Единство", которую нередко называют сущностью Корана.
  98. Талаб – влечение к Богу, духовный поиск.
  99. Тарик, тарика – мистический Путь; мистическая школа, совокупность методов обучения; суфийский орден, или "братство".
  100. Тарикат – второй этап мистического Пути (тарик).
  101. Тасаввуф – суфизм, исламский мистицизм.
  102. Тасбих – взывание к Богу посредством произнесения определенного слова или фразы. Часто это формула Субхан Аллах – слава Аллаху.
  103. Ташбих – уподобление, сравнение Бога с чем-либо; антропоморфизм; фантазия.
  104. Тафрид – непривязанность к себе.
  105. Файд – переполнение; эманация; проявление божественного милосердия; божественная милость.
  106. Факир (араб.) – бедный (нуждающийся в Божьей милости); синоним слова дервиш или суфий.
  107. Факр – добровольная бедность; духовная нищета (т. е. нужда в Боге).
  108. Фана (букв. "уход", "смерть") – обретение истинной сущности через духовное растворение в Боге.
  109. Фарданийат – целостность, целокупность; "сингулярность".
  110. Фекр – размышление; созерцание; контемпляция.
  111. Фирасат – (сверхъестественная) проницательность.
  112. Форкан (фуркан) – "мерило", то, что отделяет истину от заблуждения; критерий. В Коране этим именем названа Тора (К.21:48) и Коран (К.25:1).
  113. Хава – страсти; прихоти, капризы.
  114. Хаваджис – побуждения, прихоти нафса.
  115. Хаджж – ритуальное паломничество в Мекку, один из пяти "столпов" ислама.
  116. Хадис ("новость", "известие", "рассказ") – предание о словах и поступках Мохаммада.
  117. Хакикат – последний этап мистического Пути (тарик); постижение Истины.
  118. Хакк, ал-Хакк – "Истинный", одно из суфийских наименований Бога.
  119. Хакко'л-йакин – истинность, находящаяся превыше всякого сомнения.
  120. Хал – временное состояние просветления, связанное с прохождением этапа (махам) мистического Пути.
  121. Ханака – суфийская обитель; место собрания суфиев.
  122. Харабат (перс. – "таверна руин", суфийская обитель ( ханака ); также символизирует состояние фана (см.).
  123. Фана – обретение истинной сущности через духовное растворение в Боге, а также суфийскую обитель, ханаку.
  124. Хафи – глубинное сознание; см. сирр.
  125. Шариат – религиозные правила, составляющие законы ислама; начальный этап мистического пути (тарик) . ( Шари'а – экзотерическое откровение).
  126. Шахадатаин, шахада (букв. "свидетельство") – произнесение формулы исповедания веры.
  127. Шейх – духовный наставник, руководитель суфиев; глава суфийской обители, ханаки.
  128. Шохуд – свидетельство (Бога).
  129. Эшк (ишк) – любовь, божественная любовь; неутолимая страсть к Богу, ведущая суфия по мистическому Пути.
« Польза медитации для посвящённого | Дзен »

[ карта ]

Вернуться в раздел Йога-Букварь Йоги

Твоя Йога

Hosted by uCoz